МКОУ СОШ с. Подволошино"
село Подволошино, Катангский район, Иркутская область
  • Профильные психолого – педагогические классы

    Профильные психолого – педагогические классы в МКОУ СОШ с. Подволошино.

        С 1 сентября 2023 -2024 учебного года на базе МКОУ СОШ с. Подволошино начал свою работу профильный психолого – педагогический класс (10 и 11 классы).

    Что же такое профильный психолого - педагогический класс?

           Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года.

    Создание профильных классов на базе школ содействует решению нескольких задач:

    - способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах;

    - снизить долю отсева студентов педвузов;

    - закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы.

    Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.

    Для родителей в мае 2023 года было проведено классное родительское собрание с разъяснениями по поводу обучения в профильном психолого – педагогическом классе.

    Чем же обучение в психолого – педагогическом классе отличается от обучения в классах иного профиля?

         Учебный план для обучающихся 10 и 11 психолого – педагогического класса был взят из универсального профиля Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Два предмета – педагогика и психология ввели в учебный план за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений по 1 ч.

        Как проходят занятия в психолого – педагогическом классе?

         Изучение специального курса «Педагогики и психологии» проводится по утвержденному расписанию. Оценки за уроки не выставляются, домашние задания носят творческий характер (например, подобрать цитату по теме; составить словесный портрет; написать небольшое рассуждение по предложенному вопросу; проиллюстрировать новое понятие и т.д.).

    На занятиях:

    1. изучают теоретический материал -  темы модулей «Искусство самоопределения», «Кому и зачем нужна педагогика?», «Психология в жизни каждого из нас», «Развитие личного потенциала человека», «Как мы учимся? Искусство эффективного познания» и др.;
    2.  участвуют в профориентационном тестировании, например, мы работали с   дифференциально – диагностическим опросником по Е.А. Климову. Это методика, предназначенная для выявления склонности (предрасположенности) человека к определённым типам профессий.

              Опросник состоит из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух видов занятий, указанных в вопросе.

    По результатам обследования в соответствии с ключом определяется ориентация человека на 5 типов профессий по классификации Е. А. Климова: Человек — природа, Человек — техника, Человек — человек, Человек — знаковая техника, знаковый образ, Человек — художественный образ. Опросник рекомендуется использовать для определения ориентации и профессионального отбора.

                  Участвовали в тестировании по выявлению мотивов выбора профессии (по методике доктора педагогических наук С.С. Гриншпуна). Результаты показали, что участниками тестирования в выборе будущей профессии движет желание заниматься творческой работой, приносящей пользу людям, а также чувство личной ответственности.

    1.  участвуют в тестировании на профпригодность к педагогической профессии:
    • Тест по выявлению способностей к общению.
    • Тест «Являешься ли ты капитаном своей жизни?»
    • Тест на самооценку психических состояний (по Айзенку) был направлен на оценку таких эмоциональных состояний, как тревожность, фрустрации (степени устойчивости к неудачам), агрессивности, ригидности (неспособности адаптироваться в новых условиях).
    1. участвуют в различного рода тренингах.

           Занятия профильных классов имеют различные направленности:

    - организация встреч с опытными педагогами, работающими в нашем образовательном учреждении;

    - просмотр и обсуждение видеозаписей фрагментов учебных занятий участников Всероссийского конкурса «Учитель года»;

    - коллективная работа над сценарием динамической паузы для учащихся начальных классов (изучали требования к динамическим паузам в начальных классах; осуществляли подбор упражнений и подвижных игр, распределяли обязанности каждого участника пед. практики; планируем в 4й четверти посетить нач. классы);

    - получали опыт в подготовке и проведении фрагментов внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для своих одноклассников: все участники были поделены на пары, каждая пара готовилась к мероприятию по определенной теме – осуществляли подбор занимательного материала по теме, оформляли доску, выступали перед одноклассниками. После проведения занятия остальные ученики пед. класса проводили анализ фрагмента занятия по вопросам оценочного листа. Оценочный лист имел три раздела: 1 раздел – общие сведения о мероприятии (дата, тема, кто проводил); 2 раздел – вопросы посильного для анализа мероприятия (озвучена ли тема, цели и задачи; дает ли мероприятие новые знания; имеется ли чередование видов деятельности для профилактики переутомления; насколько содержательно, эмоционально и интересно проходило мероприятие; достигнуты ли поставленные цели; была ли организована рефлексия); 3 раздел – анализ используемой наглядности (достаточное ли количество наглядности; соответствует ли теме занятия; своевременно ли использовалась; все ли каналы восприятия информации были задействованы – аудиоканал, видеоканал, кинестетический канал; обеспечена ли хорошая видимость наглядных пособий).

    Какие учебные пособия используются при организации работы психолого – педагогического класса?

       В работе с психолого – педагогическими классами используется учебник «Основы педагогики и психологии для 10-11 классов» издательства «Просвещения», авторов Басюк В.С., Казакова Е.И. и др. Учебное пособие состоит из двух частей.

     Учебник содержит: теоретические основы педагогики и психологии, интересные факты из области педагогики и психологии, гипотезы и идеи выдающихся ученых; творческие и исследовательские задачи; иллюстрации, таблицы и схемы; темы для исследовательских и проектных работ; рекомендации полезных книг и фильмов; переход с помощью qr – кода на авторские видеолекции и тесты для самопроверки.

    Инструментарий учебника разноплановый. В каждой теме есть эпиграф – высказывание выдающейся личности (известные педагоги и психологи, исторические личности, писатели, предприниматели); отдельно выделены цели занятия; проблемные вопросы по теме; словари с новыми понятиями; раздел «Наука в лицах»; практикум по теме и выводы. 

    Ожидаемые результаты изучения курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся:

    - понимание своей индивидуальности,

    - развитие эмоционального интеллекта,

    - развитие личностных качеств и навыков,

    - расширение представлений о мире людей и мире профессий,

    - профессионально – личностное самоопределение,

    - повышение мотивации к образовательной деятельности.

    Психолого – педагогический класс в нашей школе функционирует с сентября 2023 года, однако, хочется отметить определенные проблемы:

     · Незначительное количество обучающихся намерены связать свою будущую профессию с педагогикой, поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении. Нужно мотивировать к получению педагогической профессии.

    · Отсутствие взаимодействия с другими образовательными организациями, в которых имеются подобные классы психолого-педагогической направленности; отсутствие обмена опытом между образовательными организациями нашего района,

    Профильные психолого – педагогические классы в МКОУ СОШ с. Подволошино.

        С 1 сентября 2023 -2024 учебного года на базе МКОУ СОШ с. Подволошино начал свою работу профильный психолого – педагогический класс (10 и 11 классы).

    Что же такое профильный психолого - педагогический класс?

           Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года.

    Создание профильных классов на базе школ содействует решению нескольких задач:

    - способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах;

    - снизить долю отсева студентов педвузов;

    - закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы.

    Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.

    Для родителей в мае 2023 года было проведено классное родительское собрание с разъяснениями по поводу обучения в профильном психолого – педагогическом классе.

    Чем же обучение в психолого – педагогическом классе отличается от обучения в классах иного профиля?

         Учебный план для обучающихся 10 и 11 психолого – педагогического класса был взят из универсального профиля Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Два предмета – педагогика и психология ввели в учебный план за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений по 1 ч.

        Как проходят занятия в психолого – педагогическом классе?

         Изучение специального курса «Педагогики и психологии» проводится по утвержденному расписанию. Оценки за уроки не выставляются, домашние задания носят творческий характер (например, подобрать цитату по теме; составить словесный портрет; написать небольшое рассуждение по предложенному вопросу; проиллюстрировать новое понятие и т.д.).

    На занятиях:

    1. изучают теоретический материал -  темы модулей «Искусство самоопределения», «Кому и зачем нужна педагогика?», «Психология в жизни каждого из нас», «Развитие личного потенциала человека», «Как мы учимся? Искусство эффективного познания» и др.;
    2.  участвуют в профориентационном тестировании, например, мы работали с   дифференциально – диагностическим опросником по Е.А. Климову. Это методика, предназначенная для выявления склонности (предрасположенности) человека к определённым типам профессий.

              Опросник состоит из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух видов занятий, указанных в вопросе.

    По результатам обследования в соответствии с ключом определяется ориентация человека на 5 типов профессий по классификации Е. А. Климова: Человек — природа, Человек — техника, Человек — человек, Человек — знаковая техника, знаковый образ, Человек — художественный образ. Опросник рекомендуется использовать для определения ориентации и профессионального отбора.

                  Участвовали в тестировании по выявлению мотивов выбора профессии (по методике доктора педагогических наук С.С. Гриншпуна). Результаты показали, что участниками тестирования в выборе будущей профессии движет желание заниматься творческой работой, приносящей пользу людям, а также чувство личной ответственности.

    1.  участвуют в тестировании на профпригодность к педагогической профессии:
    • Тест по выявлению способностей к общению.
    • Тест «Являешься ли ты капитаном своей жизни?»
    • Тест на самооценку психических состояний (по Айзенку) был направлен на оценку таких эмоциональных состояний, как тревожность, фрустрации (степени устойчивости к неудачам), агрессивности, ригидности (неспособности адаптироваться в новых условиях).
    1. участвуют в различного рода тренингах.

           Занятия профильных классов имеют различные направленности:

    - организация встреч с опытными педагогами, работающими в нашем образовательном учреждении;

    - просмотр и обсуждение видеозаписей фрагментов учебных занятий участников Всероссийского конкурса «Учитель года»;

    - коллективная работа над сценарием динамической паузы для учащихся начальных классов (изучали требования к динамическим паузам в начальных классах; осуществляли подбор упражнений и подвижных игр, распределяли обязанности каждого участника пед. практики; планируем в 4й четверти посетить нач. классы);

    - получали опыт в подготовке и проведении фрагментов внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для своих одноклассников: все участники были поделены на пары, каждая пара готовилась к мероприятию по определенной теме – осуществляли подбор занимательного материала по теме, оформляли доску, выступали перед одноклассниками. После проведения занятия остальные ученики пед. класса проводили анализ фрагмента занятия по вопросам оценочного листа. Оценочный лист имел три раздела: 1 раздел – общие сведения о мероприятии (дата, тема, кто проводил); 2 раздел – вопросы посильного для анализа мероприятия (озвучена ли тема, цели и задачи; дает ли мероприятие новые знания; имеется ли чередование видов деятельности для профилактики переутомления; насколько содержательно, эмоционально и интересно проходило мероприятие; достигнуты ли поставленные цели; была ли организована рефлексия); 3 раздел – анализ используемой наглядности (достаточное ли количество наглядности; соответствует ли теме занятия; своевременно ли использовалась; все ли каналы восприятия информации были задействованы – аудиоканал, видеоканал, кинестетический канал; обеспечена ли хорошая видимость наглядных пособий).

    Какие учебные пособия используются при организации работы психолого – педагогического класса?

       В работе с психолого – педагогическими классами используется учебник «Основы педагогики и психологии для 10-11 классов» издательства «Просвещения», авторов Басюк В.С., Казакова Е.И. и др. Учебное пособие состоит из двух частей.

     Учебник содержит: теоретические основы педагогики и психологии, интересные факты из области педагогики и психологии, гипотезы и идеи выдающихся ученых; творческие и исследовательские задачи; иллюстрации, таблицы и схемы; темы для исследовательских и проектных работ; рекомендации полезных книг и фильмов; переход с помощью qr – кода на авторские видеолекции и тесты для самопроверки.

    Инструментарий учебника разноплановый. В каждой теме есть эпиграф – высказывание выдающейся личности (известные педагоги и психологи, исторические личности, писатели, предприниматели); отдельно выделены цели занятия; проблемные вопросы по теме; словари с новыми понятиями; раздел «Наука в лицах»; практикум по теме и выводы. 

    Ожидаемые результаты изучения курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся:

    - понимание своей индивидуальности,

    - развитие эмоционального интеллекта,

    - развитие личностных качеств и навыков,

    - расширение представлений о мире людей и мире профессий,

    - профессионально – личностное самоопределение,

    - повышение мотивации к образовательной деятельности.

    Психолого – педагогический класс в нашей школе функционирует с сентября 2023 года, однако, хочется отметить определенные проблемы:

     · Незначительное количество обучающихся намерены связать свою будущую профессию с педагогикой, поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении. Нужно мотивировать к получению педагогической профессии.

    · Отсутствие взаимодействия с другими образовательными организациями, в которых имеются подобные классы психолого-педагогической направленности; отсутствие обмена опытом между образовательными организациями нашего района,

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике